Продолжительность: 1 час без антракта Премьера: 14 декабря 2013 года
По мотивам поэмы Фарида АД-ДИНА АТТАРА Режиссер-постановщик и автор сценария: Борис ПАВЛОВИЧ Художник: Катерина АНДРЕЕВА Режиссер по пластике: Алина МИХАЙЛОВА Музыкальное оформление: Анна ВИШНЯКОВА, Алексей ПЛЮСНИН
«Язык птиц» — спектакль, в котором наравне с профессиональными актерами участвуют люди с особенностями развития. Спектакль возник в результате работы экспериментального театрального проекта «Встреча» (совместная инициатива БДТ имени Г. А. Товстоногова и центра творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом»).
В основе постановки — одноименная философская поэма суфийского персидского мыслителя Фарида ад-Дина Аттара, написанная около 1175 года. Древний текст позволяет создателям спектакля говорить о самых важных и в то же время очень простых вещах — любви, одиночестве, радости, растерянности. Образ птиц, отправляющихся в долгое путешествие в поисках самих себя, идеально подходит для описания группы артистов БДТ и студентов центра «Антон тут рядом», которые больше года искали свой особый, «птичий» язык. Это язык тела, взглядов, звуков и тишины — язык, который позволяет всем участникам спектакля говорить на равных, говорить смелее, чем с помощью обычных слов.
В спектакле нет ролей в привычном понимании, но есть игровая структура, нет пьесы, но есть монологи — их самостоятельно написали студенты центра «Антон тут рядом». Важную роль в постановке играет музыка — в спектакле участвует оркестр «Антон тут рядом» и его руководитель, авангардный музыкант, художественный директор Творчеcкого союза «АПозиция» Алексей Плюснин, чьи импровизации сопровождают сценическое действие. Участники спектакля исполняют духовные стихи и песни Тверской, Белгородской и Ярославской областей под руководством заведующего музыкальной частью БДТ Анны Вишняковой.
О проекте «Встреча» Экспериментальный театральный проект «Встреча» как совместная инициатива БДТ имени Г. А. Товстоногова и центра творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» возник в 2014 году. Проект стал творческим и человеческим вызовом для всех его участников. Актеры, партнерами которых оказались люди с особыми потребностями, сталкиваются с необходимостью переосмыслить основы актерского мастерства, отказаться от привычных наработок и штампов. Цель участников проекта — поиск безусловности, подлинности в сценическом общении, создание нового художественного языка.
О центре «Антон тут рядом» «Антон тут рядом» — это первый и единственный в России центр творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом. Центр открылся в декабре 2013 года и стал первым реализованным проектом благотворительного фонда «Выход в Петербурге». В Центре взрослые люди с аутизмом при поддержке специалистов ежедневно работают в творческих мастерских, проходят коммуникативные, бытовые и социальные тренинги. Миссия фонда — построение комплексной модели поддержки людей с аутизмом, информирование общества о проблеме аутизма и формирование общественного мнения.
“
Существуют различные варианты перевода названия поэмы ад-Дина Аттара на русский язык — «Беседа птиц», «Разговор птиц», «Логика птиц». Нам ближе всего по смыслу — «Язык птиц». Что это за язык? Особое чувствование друг друга, которое приходит в лучшие секунды репетиций.
Сама история о тридцати птицах, которые странствуют в поисках легендарного птичьего царя Симурга и находят его, увидев свое отражение в озере («Симург» в переводе означает «тридцать птиц»), напоминает историю нашей театральной группы. Преодолевая долины и пустоши, мы движемся навстречу друг другу — чтобы найти самих себя. В 70-х годах прошлого века спектакль по поэме Аттара поставил Питер Брук. Этот спектакль стал поворотным в его путешествии к истокам театральной антропологии. В своей работе мы ведем диалог с этим спектаклем, который тоже стал частью мифа о птицах-искателях.
«Язык птиц» — универсальная история пути человека к самому себе и к другому человеку, к человеку рядом. Это самое трудное, но и самое увлекательное путешествие, в которое мы приглашаем и вас
Борис Павлович, автор сценария и режиссер-постановщик спектакля
Рецензии в СМИ
«Для участников спектакля это не игра, не преображение — некий опыт. Опыт взаимодействия с пространством, с текстом, с другим, с собой. Опыт преодоления: себя, текста, пространства — через танец, монолог и контактную импровизацию, когда ловишь направление движения, импульс, исходящий от кого-то из группы лиц <…> Ассоциативно раскрывается идея уникальной природы человека: в каждом есть частица божества, надо только ее проявить. А еще „птичий язык“ здесь — это неуловимая связь, понимание с полуслова и полувзгляда, энергия, стекающая с кончиков пальцев. Такая связь и возникает в спектакле.»
Татьяна Джурова. Петербургский театральный журнал
«Главные монологи поручены студентам Центра „Антон тут рядом“. Безусловно, ни один из них не обладает поставленной актерской дикцией, даже напротив. Но, что удивительно, сбивчивость речи, ее произвольность нисколько не раздражают. Спектакль завораживает своей свободой и импровизацией, искренностью, ради которой в проект пошли многие молодые артисты БДТ.»
Анна Кочарова. РИА Новости
Награды и номинации
Специальная премия жюри Санкт-петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» (2017): режиссер Борис Павлович
Номинант Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2015/16 года (номинация «Эксперимент»).