Спектакль Гроза

Автор: Александр Островский | Режиссер: Андрей Могучий | 16+

Описание и фото

ОСНОВНАЯ СЦЕНА БДТ

Продолжительность: 2 часа 15 минут с одним антрактом
Премьера: 16 июня 2016 года

Автор пьесы: Александр ОСТРОВСКИЙ
Режиссёр-постановщик: Андрей МОГУЧИЙ
Композитор: Александр МАНОЦКОВ
Художник: Вера МАРТЫНОВ
Художник по костюмам: Светлана ГРИБАНОВА
Саунд-дизайнер: Владимир ГУРИН
Музыкальный руководитель: Анна ВИШНЯКОВА
Впервые за столетнюю историю в БДТ им. Г. А. Товстоногова поставили «Грозу» по одноименной пьесе создателя русского театра и национальной драматургии А. Н. Островского. Соавторы спектакля — режиссер Андрей Могучий, композитор Александр Маноцков и художник Вера Мартынов — с современных позиций обращаются к истокам отечественного театра — театра исполнительного, существовавшего до эпохи Станиславского и традиций психологического театра, открывая новые грани музыкально-поэтического текста Островского.

«Гроза» Андрея Могучего — это тонкая игра актеров БДТ в аутентичный, архаичный русский театр времен Островского, театр прямого высказывания, обращения к зрителю, театр площадной и балаганный, открытого чувства и эмоции. В спектакле участвуют народная артистка России Марина Игнатова (Кабаниха), Ольга Ванькова (Катерина), Алексей Винников (Тихон), Дмитрий Воробьев (Дикой), заслуженная артистка России Мария Лаврова (Феклуша), заслуженный артист России Анатолий Петров (Кулигин), народная артистка России Ируте Венгалите (Барыня) и другие артисты труппы БДТ им. Г. А. Товстоногова. Роль Бориса Григорьевича исполняет ведущий солист оперной труппы Михайловского театра Александр Кузнецов.

«Гроза» Андрея Могучего — это звучание подлинного, очень мелодичного текста Островского, усиленное музыкой, особым говором и ритмической сеткой русского речитатива. Еще Мейерхольд и Таиров обратили внимание на музыкальность Островского, фольклорную ритмику «Грозы», и теперь благодаря композитору Александру Маноцкову удалось вписать прозу пьесы в ноты.

«Гроза» Андрея Могучего открывает внебытовую театральность пьесы Островского. Это шкатулочная мистерия, житие Катерины и других обывателей волжского Калинова между адом и раем в стилизованном под палех лакированном пространстве сцены. Это метафизика темного русского царства, страшная сказка, оживающая в кромешной тьме и вопиющей черноте сценографии Веры Мартынов.

«Гроза» Андрея Могучего — это многослойные пласты русского мифа, традиций великих и порочных, вскрытых Островским и по-прежнему актуальных; это русская интерпретация классической трагедии как конфликта между долгом и чувством, безудержной страстью и неистовой верой.
В «Грозе» практически нет развития характеров — это почти лубок. Как только я ощутил жанр, мы и стали в эту сторону двигаться. И как только текст Островского зазвучал не в бытовом решении, он зазвучал фантастически — стал и поэтическим, и метафорическим, и совершенно современным. Он стал слышим, и стало понятно, что спектакль может быть и должен быть театром текста, а не театром ситуации и бытописательства, — это для меня самого было настоящим художественным открытием <…> Мы занимались, с одной стороны, текстом Островского, реконструкцией его звучания, с другой стороны, придумывали условный архаичный допсихологический театр, который оказался мистериальным на своем уровне
Андрей Могучий, режиссер-постановщик спектакля

Рецензии в СМИ

Награды и номинации

  • Приз зрительских симпатий XXVI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» (2016).
  • Премия Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал» (2017).
  • Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» (2017) в номинации «Лучшая работа режиссера» (Андрей Могучий).
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (2017) в номинациях: «Лучший спектакль на большой сцене», «Лучшая работа режиссера» (Андрей Могучий), «Лучшая роль второго плана» (Анатолий Петров).