Спектакль Елизавета Бам

Автор текста и режиссер: Оскарас Коршуновас | 18+

Описание и фото

ОСНОВНАЯ СЦЕНА БДТ

Продолжительность: 2 часа 30 минут с одним антрактом
Премьера: 19 февраля 2022 года

По мотивам произведений Даниила ХАРМСА, Александра ВВЕДЕНСКОГО и Николая ОЛЕЙНИКОВА.
Режиссер и автор текста: Оскарас КОРШУНОВАС
Художник: Гинтарас МАКАРЯВИЧЮС
Художник по костюмам: Юлия СКУРАТОВА
Композиторы: Гинтарас СОДЕЙКА, Семён МЕНДЕЛЬСОН
Видеохудожник: Артис ДЗЕРВЕ
Хореограф: Веста-Раса ГРАБШТАЙТЕ
В пьесе Хармса к главной героине — Елизавете Бам — приходят двое мужчин. Они намереваются арестовать ее за убийство. Уверенность этих представителей власти так велика, что Елизавета уже сомневается, может быть, она действительно виновата? Если так, то в ее интересах отвлечь этих мужчин, чтобы выиграть время и сделать все, чтобы арест не случился.

Оскарас Коршуновас признается, что Даниил Хармс для него — «главный автор», сильно повлиявший на формирование театрального мировоззрения. Режиссер исследует мир Хармса уже более 30 лет — впервые он столкнулся с его произведениями в 1989 году, прочитав рукописный перевод рассказов Хармса на литовском языке. Молодой режиссер находился в поиске материала для нового спектакля, который должен был быть поставлен в Литовском национальном театре. «Я чувствовал, что именно мне нужно, но не знал, где это найти. Я чем-то грезил, сам не понимая, чем. Зачитывался „Театром жестокости“ Арто, перечитывал Беккета, Ионеско, но в них мне чего-то не хватало. Во время этих моих скитаний и попался мне Хармс. Я сразу понял — я нашел то, что искал», — рассказал Оскарас Коршуновас.

Взявшись за постановку Хармса на исторической сцене БДТ, Коршуновас отчасти реализует свою миссию — обратить внимание на то, что произведения Хармса это вовсе не «абсурд, прикольные байки и анекдоты», а напротив — высокое искусство, большая литература. Для режиссера особенно важно, что премьера спектакля состоится в феврале в Петербурге на набережной реки Фонтанки — как это было у Хармса в день премьеры «Елизаветы Бам» в 1928 году.
Даниил Хармс думал о сюжете, который может дать только театр. «Сюжет театрального представления — театральный, как сюжет музыкального произведения — музыкальный». Для меня пьеса «Елизавета Бам» — метафизический детектив, где вопросов много, а ответов нет и не может быть. Неуловимая Елизавета Бам — кто она? Озорная девчонка или фатальная женщина? Алиса в стране тоталитаризма или без вины виноватый Йозеф К. в романе «Процесс» Франца Кафки? Играющая со смертью или сама смерть?..
Оскарас Коршуновас, режиссер-постановщик

Рецензии в СМИ