Спектакль Бесчестье

Автор: Джон Максвелл Кутзее | Режиссер: Евгения Сафонова | 18+

Описание и фото

ВТОРАЯ СЦЕНА БДТ

Продолжительность: 1 час без антракта
Премьера: 16 апреля 2022 года

Автор романа: Джон Максвелл КУДЗЕЕ
Перевод: Сергей ИЛЬИН
Режиссер-постановщик, автор инсценировки,
художник-постановщик: Евгения САФОНОВА
Композитор: Олег ГУДАЧЕВ
Художник по костюмам: Илария ЯНКИНА
Медиахудожник: Михаил ИВАНОВ
В своей новой постановке в БДТ им. Г. А. Товстоногова Евгения Сафонова продолжает исследовать театральный потенциал современной западноевропейской прозы. Вслед за сценической версией «Аустерлица» В. Г. Зебальда режиссер выпускает спектакль «Бесчестье» по одноименному роману Джона Максвелла Кутзее — после выхода «Бесчестья» в 1999 году южноафриканский писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Именно «Бесчестье» сделало Кутзее одним из главных авторов зарубежной сцены последних лет — самую известную театральную трактовку создал Корнель Мундруцо, к этому же тексту неоднократно возвращался в своих постановках Кшиштоф Варликовский.

В романе «Бесчестье» автор рассказывает историю Дэвида Лури, стареющего профессора из университета в Кейптауне. Несмотря на увядание своего тела, Дэвид идет на поводу у вожделения, вступая в интимные отношения со своей студенткой Мелани. Вскоре профессора обвиняют в сексуальных домогательствах, увольняют и подвергают публичному позору. Раскаяния в своем поступке Дэвид не чувствует, но, не желая сопротивляться, решает переехать к своей взрослой дочери Люси, лесбиянке. Она ухаживает за собаками в своем питомнике и живет тихой спокойной жизнью на небольшой ферме в провинции, где последствия многолетнего апартеида ощущаются гораздо острее, чем в столице. Вскоре после переезда Лури трое чернокожих мужчин появляются на ферме — они нападают на Дэвида, насилуют дочь и убивают собак.

В «Бесчестье», которое критики называют «последним великим романом ХХ века», Кутзее работает с философией постгуманизма — этот важнейший концепт современной культуры становится идейным фундаментом произведения. Детище ХХ века, столетия войн, катастроф и краха гуманистической цивилизации, постгуманизм перестает считать человека наивысшей ценностью, «мерой всех вещей», — и занимается реабилитацией не-человеческого, создавая новые экологические и этические связи между элементами реальности.
В «Бесчестье» меня интересует в первую очередь не социальный и исторический контекст романа, а ключевая для Кутзее тема всеобщей уязвимости — не только человека, но и всех живых существ. Монтируя тексты «Бесчестья», для нас было важно создать предпосылки для погружения в чувственное восприятие романа. Спектакль не инсценирует события романа напрямую, а представляет собой своего рода инсталляцию, где монтаж текстов соединяется с видеообразами и погружает в атмосферу произведения Кутзее, наталкивающую на определенного рода размышления.
Евгения Сафонова, режиссер-постановщик

Рецензии в СМИ